Козицын и Куйвашев
На днях десятки российских СМИ облетела информация, что в громком уголовном деле в отношении высокопоставленных чиновников Федеральной службы по надзору в сфере природопользования фигурирует Уральская горно-металлургическая компания, возглавляемая известным промышленником Андреем Козицыным. Дочернее предприятие холдинга – свердловское ОАО «Святогор» из Красноуральска – оказалось причастно к подкупу проверяющих из Москвы за «минимизацию обнаруженных нарушений». Эксперты «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» отмечают, что причастность к коррумпированию чиновников чревато для компании, позиционирующей себя лояльной к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину, имиджевыми издержками.
В отношении бывшего и действующего чиновников Росприроднадзора сотрудниками Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ о получении взятки в размере 90 тыс. евро за проверку деятельности ОАО «Святогор» (УГМК-Холдинг), а также 11,8 млн. рублей с самой дочки УГМК за минимизацию обнаруженных нарушений. На днях Хамовнический суд Москвы санкционировал арест начальника управления экологического контроля Росприроднадзора 34-летней Людмилы Плющ.
Во взяточничестве и организации заказнах проверок обвиняют не только госпожу Плющ, но и ее экс-заместителя, сейчас официально безработного Даниила Яковлева (по некоторым данным, после задержания он отпущен за сотрудничество со следствием). В кабинетах Росприроднадзора прошли обыски и выемки документов.
Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, по версии следствия, в августе 2010 года валютную взятку Людмила Плющ, еще находясь при должности, получала в московском ресторане (по данным СМИ, заведение называется «Чайхана»). Уже на тот момент госпожа Плющ находилась в оперативной разработке оперативников МВД и ФСБ. После проведения проверки «Святогора» и подписания акта о привлечении руководителей коммерческой организации к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства соучастники получили (двумя траншами на счет подконтрольной чиновникам фирмы-однодневки в конце 2011 года) еще почти 12 млн. рублей за уменьшение суммы наложенного штрафа. Деньги в ноябре и декабре 2011 года были переведены двумя равными платежами на счет аффилированной фирмы, после чего обналичены, – подтвердили в следственном ведомстве.
Официальные лица СКР ограничиваются сообщениями о том, что «в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление и задержание соучастников преступления. Сотрудник коммерческой фирмы, выступивший в качестве посредника и получивший, по версии следствия, часть денежных средств, выделенных на «откуп» чиновникам, объявлен в розыск». Однако журналисты называют фигурантом громкой «уголовки» также экс-замглавы Росприроднадзора Сергея Моргунова, по делу проходят и другие сотрудники ведомства.
Пресса приписывает тандему Плющ-Яковлев хорошо отлаженную систему вымогательства взяток: «чиновники устраивали проверку предприятий, находили там нарушения и грозили привлечь их руководителей к ответственности крупными штрафами. Вслед за чиновниками на предприятии появлялись «решальщики», которые предлагали уладить все проблемы с Росприроднадзором».
Козицын и Мешарин
Летом 2010 года новый объект рудной добычи на “Святогоре” Андрей КОЗИЦЫН пафосно запускал вместе с Александром МИШАРИНЫМ
Огласка коррупционных манипуляций с проверками не сулит ничего хорошего и заводу в Красноуральске, полагает собеседник «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в свердловском министерстве природных ресурсов, не пожелавший публиковать свое имя. «Проверка Росприроднадзора выявила нарушения на «Святогоре», что ему впаяли бы штрафов на огромные суммы», – говорит чиновник. По его прогнозам, параллельно с раскруткой дела экологических чиновников силовики уделяют особое внимание структурам УГМК: «Ведь нельзя же просто так забыть про результаты природоохранной проверки…».
Коррупционный скандал бросает тень и на имидж «политической мощи» УГМК, которую аппарат холдинга проповедует в своей информационной политике (по мнению экспертов, зачастую свита пытается переиграть господина Козицына, делая его заложником многомиллионных рекламных бюджетов и откатов). Так, накануне предстоящих 4 марта президентских выборов улицы свердловских городов запестрили оплаченными УГМК билбордами с лозунгами о стабильности, очень созвучными агитационным слоганам Владимира Путина. «А сейчас получается, что есть внешние красивые разговоры про стабильность, а есть обратная сторона медали – экологические нарушения и своеобразные отношения с чиновниками на эту тему», – риторически подытоживает знакомый с ситуацией политтехнолог.
Согласно официальным корпоративным релизам, ОАО «Святогор» – предприятие УГМК полного технологического цикла получения черновой меди. В его состав входят Волковский рудник, Северный медно-цинковый рудник, обогатительная фабрика и сернокислотный цех. Помимо черновой меди, здесь выпускаются железный концентрат и серная кислота. Производственные процессы на заводе сопровождаются огромным количеством вредных выбросов, по объему которых «Святогор» занимает одно из первых мест в регионе.
Обвинения в загрязнении окружающей среды поступают в адрес УГМК постоянно, правда, большей частью от экологов и общественных защитников природы. В том же Красноуральске, где градообразующим предприятием является ОАО «Святогор», экологическую обстановку называют напряженной, «представляющей серьезную угрозу для населения». Но негласной идеологией окружения Андрея Козицына считается выстраивание максимально лояльных отношений с влиятельными чиновниками (а мэрии на местах вообще ставятся под полный контроль УГМК через избрание «своих» глав и депутатов городских дум). Несмотря на конфликт с Росприроднадзором, 31 января этого года директор ОАО «Святогор» Владимир Соколов и исполнявший тогда обязанности губернатора Анатолий Гредин с пафосом подписывали соглашение «о взаимодействии» в сфере охраны окружающей среды. «Улучшению экологической ситуации на Среднем Урале мы будем уделять повышенное внимание, поскольку от этого зависит здоровье и качество жизни наших земляков», – процитировала Гредина корпоративная пресс-служба «империи Козицына», напомнив, что «в декабре прошлого года подобный документ уже подписали руководители таких предприятий металлургического комплекса УГМК, как ОАО «СУМЗ» и ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова».
По мнению наблюдателей, частые публичные «братания» с чиновниками – это ошибка высокопоставленных функционеров УГМК, которые, пытаясь внушить всем «всесильность» своей корпорации, на деле порождают общественные подозрения в коррумпированных связях своего шефа.
«ВЕДОМОСТИ Урал» проследят за тем, как гиганты свердловской промышленности соблюдают природоохранное законодательство (ну, и конечно, как откупаются от экологических проблем).
Илья СОБОЛЕВ
© 2012, “ВЕДОМОСТИ Урал”