При принятии решения о никелевых разработках не в полной мере было учтено, а зачастую проигнорировано действующее законодательство. Вопросы, определяющие правоотношения, сложившиеся вокруг проблемы по разработке и добыче никеля, регулируются законами, которые необходимо рассматривать в их правовой взаимосвязи и основополагающими конституционными принципами. В частности нарушены: статьи 9, 36, 71, 72 Конституции РФ, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 1, 3, 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. №10-П установлено, что с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из статьи 9 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
Также, в соответствии с российским законодательством, до принятия решения о строительстве любого промышленного объекта необходимы экологические экспертизы и общественные слушания по этому вопросу. Эти важные процедуры отложены на этап рассмотрения проекта строительства горно-обогатительного комбината. Однако не было проведено никаких экспертиз целесообразности самого строительства. При этом в лицензиях уже указаны четкие обязательства по доразведке и разработке месторождений, включая сроки строительства шахт и горно-обогатительного комбината.
Сегодня такое халатное отношение к серьезнейшему шагу, способному негативно повлиять на экологическое и социальное благополучие всего Центрального Черноземья, происходит из-за размытия ответственности за принятие подобного рода решений, что порождает, среди прочего, недооценку реальных последствий и реакции граждан. О том, что ни региональная, ни федеральная власть не были готовы к широкому обсуждению данной темы, говорит хотя бы уровень документов по данному вопросу: в конкурсной документации скрыты утвержденные в 1990 году запасы месторождений, а основанием решения о добыче послужила некая «Экспертиза экологически безопасной технологии добычи и обогащения цветных металлов на территории Воронежской области, с учетом сохранения плодородия почв», сделанная в 2010 году в Иркутске за 2 недели неизвестным гражданином Владимиром Дементьевым, получившим за эту работу 499 тысяч рублей из бюджета Воронежской области.
При оформлении лицензий также допущено серьезнейшее нарушение. В то время, как важнейшее условие конкурса — это переработка концентрата на металлургических мощностях за пределами Воронежской области, в лицензии ВРЖ 15395 ТР заложены следующие обязательства: По объемам, основным видам работ и срокам их проведения Недропользователь обязан обеспечить: (…) к) не позднее 25 июля 2022 года завершение строительства металлургического завода по переработке концентрата с учетом новых технологий и современных требований по безопасности и охране окружающей среды. В данной лицензии не указано место строительства металлургического комбината, что дает возможность расположить крайне опасное производство вблизи от Еланского и Елкинского месторождений.