В мае 2012 года градообразующее предприятие Ревды (свердловская область) – ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (СУМЗ), входящий в состав Уральской горно-металлургической компании (УГМК), – устроило громкий пиар на экологической проблиматике. В реку Чусовая, считающуюся главной рекой Урала, было выпущено 10 тысяч мальков стерляди, закупленных на сумму 250 тысяч рублей. По заявлениям организаторов, экшн была направлена на улучшение экологической ситуации в бассейне реки. Казалось бы, надо порадоваться за то, что один из самых крупных губителей природы Среднего Урала взялся вдруг «за ум». Давайте попробуем разобраться, на самом ли деле от такой заботы будет реальная польза?
Для начала напомним, как в лихие 90-е, когда объемы производства резко упали, только за один год СУМЗ сбросил в Чусовую 114,5 тонны взвешенных веществ, 16,5 тонны железа, 37 тонн магния, 2 тонн фтора, 3,2 тонны цинка, 1,4 тонны меди.
При анализе экосистемы бассейна Чусовой в целом и ихтиофауны в частности следует учитывать множество самых разнообразных факторов.
Во-первых, стерлядь сама по себе никак не может улучшить экологию реки, потому что, выражаясь производственным языком, является, в отличие от некоторых пород рыб (например, белого амура или толстолобика) не производителем хорошей экологии, а ее потребителем. Исчезла она из уральских рек не потому что ее выловили, поставляя на обкомовские столы, а потому что была уничтожена среда ее обитания, где чистая вода и берега стоят не на первом месте.
Питается стерлядь в основном организмами, живущими в донных грунтах. Именно поэтому стерлядь имеет характерное рыльце. Так вот, в результате молевого сплава леса и сбросов в реки отходов металлургического и химического производств СУМЗ (читай УГМК) эти организмы были уничтожены. Бедной стерляди банально стало нечего кушать. Но судя по нынешнему состоянию реки «стол стерляди» богаче не стал. То есть 10 тысяч мальков обречены на верную голодную смерть.
Те же, кто каким-то чудом найдет себе какое-то пропитание, будут либо беспощадно выловлены браконьерами, которым в России по-прежнему «закон не писан» (хоть это даже будет нерест). Либо же съедены хищниками, такими как банальная щука, которая в Чусовой, несмотря на «природоохранную» деятельность СУМЗ и УГМК, еще каким-то чудом водится.
Кстати говоря, 10 тысяч мальков для такой большой реки (592 километра) – это совсем небольшая популяция. Даже при наличии кормовой базы для более или менее успешного зарыбления необходимы миллионы мальков.
И вообще, почему же именно стерлядь? Можно было выпустить в Чусовую того же хека, который присутствует на прилавке любого магазина и менее привередлив.
С трудом верится, что те, кто выпускал несчастных мальков на верную гибель, этого не понимали. Тогда зачем затевалась эта бессмысленная акция?
Первая цель лежит на поверхности – это показать общественности, что отношение СУМЗ к экологии меняется в лучшую сторону и сумма в четверть миллиона кое на кого произведет впечатление. Но это только дымовая завеса, прикрывающая цель основную.
Вторая возможная цель типична для нашего времени – кому то надо отмыть деньги. Запустили десять тысяч – мало, надо еще – выпустим еще десять тысяч, отчитаемся за сто тысяч. Кто их сосчитает? Навар распилим.
Возможен такой вариант? Вполне. Но если «копнуть глубже», то можно увидеть и куда более крупную цель.
Третью, наиболее вероятную цель УГМК Козицына можно увидеть, если вспомнить народные волнения рыболовов-любителей в 2011 году по поводу поправок в федеральный закон «О рыболовстве», которые, фактически, позволяют приватизировать водоемы и вводить плату за рыбалку.
После «рыбных бунтов» стартовала разработка нового ФЗ, регулирующего передачу акваторий в частное пользование. Как он будет называться и что в нем будет прописано, сейчас сказать трудно. Но еще бывший руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в обширном интервью, данном на общероссийском телеканале ведущему рыболовной программы Станиславу Радзишевскому, заверил, что ни один естественный водоем в частные руки передан не будет, за исключением водоемов предназначенных для воспроизведения ценных пород рыб.
В этих исключениях и прячется гениальная задумка руководства УГМК. Сегодня мы потратим 250 тысяч рубликов на мальков стерляди, ну еще что-то на то, чтобы раструбить об этом на весь белый свет. Ну, потом, может быть, придется потратиться на то, чтобы пролоббировать включение стерляди в закон, но зато какой приз! Начать ведь можно с малого, но рыба-то будет плодиться и размножаться, при грамотном подходе. Так можно и всю жемчужину Урала «передать в частные руки». А тут уж можно не только платную рыбалку вводить, но и коттеджей понастроить и баз отдыха.
Вот такая цель достойна амбиций Искандера Махмудова, Андрея Козицына. Валерия Абрамова. А десять тысяч мальков стерлядки для этого совсем не жалко!