03.08.2005, Валентин Комаров
Сращивание структур ГУВД и службы безопасности Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова.
Борьба за чистоту рядов в милиции добралась и до Свердловской области. В 2003 году, когда российские власти только взялись за поиск и поимку «оборотней в погонах», казалось, что все закончится одной-двумя показательными акциями. Поначалу так и происходило – после активных действий Генеральной прокуратуры и ФСБ РФ, наступило длительное затишье. Но и оно завершилось. При том сенсацией для свердловчан. Впервые в новейшей истории регионального ГУВД фигурантами уголовного дела стали заместитель начальника управления и его ближайший соратник. Речь идет о Рауиле Абсолямове и его подчиненном, заместителе начальника Управления по налоговым преступлениям ГУВД Марате Идрисове.
Уголовное дело, по которому проходят два высокопоставленных «силовика», возбуждено по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы»). Эта та самая статья, которую министр внутренних дел России Рашид Нургалиев считает позорной для своих сотрудников. Глава МВД не устает повторять, что любой милиционер, подозреваемый в использовании служебных полномочий для решения личных вопросов, должен немедленно писать заявление об уходе из органов. Может быть, так кто-то и поступает, но не господа Абсолямов и Идрисов. И их можно понять.
Приведем лишь несколько фактов из жизни заместителя начальника ГУВД Свердловской области. Рауиль Абсолямов является одним из самых обеспеченных милиционеров и живет аж в двух екатеринбургских квартирах. Одна – двухуровневая квартира в элитном доме на на улице Бисертской 29-92, а вторая – в переулке Красный 4а-66. На первый взгляд для семьи из трех человек многовато. Тем более, что последняя квартира – трехкомнатная. Но это только на первый взгляд и по меркам обывателя. Если же вы заместитель начальника ГУВД Свердловской области, то система ценностей у вас совершенно иная.
Первая квартира Абсолямова |
***
Вторая квартира Абсолямова |
Скажите, за какой срок, имея зарплату чуть больше 20 тысяч рублей в месяц, можно построить роскошный особняк (ЖСК «Монолит-1», ул. Суходольская, 56), ориентировочная стоимость которого 300 тыс. долларов? По самым приблизительным расчетам, копить на такой дом вам придется 36 лет. Рауилю Абсолямову на это потребовался год. Чудеса, учитывая, что никаких богатых родственников у замначальника ГУВД в это время не умирало, да и в лотерею он не выигрывал.
Дом по улице Суходольской 56 |
Откуда такие доходы? Сейчас ответ на этот вопрос ищет прокуратура Свердловской области и будем надеяться, что скоро найдет. В следственной группе говорят, что будут готовы предоставить все материалы уже в сентябре, когда в Екатеринбург планирует приехать Рашид Нургалиев. «Следствие идет очень быстро. Мы каждый день получаем все новые доказательства удивительной работы наших подозреваемых», – утверждают в прокуратуре. И следователям можно верить – не совсем обычная деятельность Рауиля Абсолямова и Марата Идрисова давно на слуху у свердловчан.
Замначальника областного главка считается ответственным за произошедшее сращивание структур ГУВД и службы безопасности Уральской горно-металлургической компании. Справедливости ради отметим, что объединение этих структур началось еще в середине 90-х годов, когда интересы УГМК в ГУВД отстаивал первый заместитель начальника управления генерал-майор милиции Анатолий Абросимов. Когда в 1999 году его попросили покинуть органы внутренних дел он не мудрствуя лукаво ушел в УГМК и до своей смерти в прошлом году отвечал там за связь с правоохранительными органами. Именно при нем УГМК начала «эффективно» разбираться с конкурентами, позволила себе дерзкие захваты Серовского металлургического завода и Качканарского ГОКа.
Каждый захват тогда сопровождался разгоном защитников-демонстрантов из числа рабочих и служащих предприятий, установлением в городах военного режима с комендантским часом и запретом въезда иногородних, задержанием недовольных по фиктивным обвинениям. Смерть Анатолия Абросимова сильно подкосила позиции компании, но, как утверждают знающие люди, совсем без поддержки команда Искандера Махмудова не осталась. На должность представителя интересов сразу выдвинулся Рауиль Абсолямов, давно и плотно сотрудничающий со службой безопасности медников. Самый известный совместный проект милиционера и холдинга – осада «Уралинвестэнерго».
В марте 2004 года владельцы УГМК Махмудов и Козицын решили диверсифицировать бизнес и купить активы в энергомашиностроительном секторе. Выбор пал на промышленную группу «Уралинвестэнерго». В ходе свободной покупки им удалось купить только 4.8% акций инвестиционной компании и 30% акций ОАО «Уралэлектросетьстрой». При «скупке» контрольного пакета было не обойтись без Абсолямова. Методы захвата можно и не комментировать – руководство компании стали принуждать к союзу с УГМК, организовав массовое возбуждение уголовных дел.
Первым летом 2004 года пострадал генеральный директор треста «Уралэнергомонтаж» Тихонов Б.А. Его на несколько суток поместили в изолятор временного содержания, а по месту работы провели обыски. При этом на каждом допросе Тихонову обещали, что давление будет прекращено, если он передаст бизнес – УГМК. Бизнесмен оказался несговорчивым и смог выйти на свободу без затрат – прокуратура Свердловской области признала его задержание и возбуждение уголовного дела незаконными.
Аналогично развивались события и генеральным директором концерна «Спецмонтаж» Федосеевым Б.П. Его также «закрыли» на несколько суток в ИВС, после освобождения вновь задерживали, водили на следственные мероприятия в наручникам, пытаясь морально раздавить человека и постоянно предлагали сдать бизнес. И вновь разгул правоохранителей остановила прокуратура, привлекшая следователей к дисциплинарной ответственности.
Казалось бы, на этом организаторы кампании должны были остановиться. Но не будем забывать о роскошном загородном доме, который на простую зарплату не купить и отрабатывать, наверняка, надо не один год. Так что нет ничего удивительного в новом уголовном деле против нового несговорчивого бизнесмена. Осенью прошлого года с санкции Рауиля Абсолямова фигурантом уголовки стал генеральный директор ЗАО «Корпорация «Уралинвестэнерго» Подкорытов П.В. В ходе расследования уголовного дела следователь открыто заявил ему, что преследование, вероятно, прекратится, если предприятия группы будут переданы под контроль Махмудова и Козицына. Судом и прокуратурой Свердловской области уголовное дело прекращено.
И напоследок еще один пример. В последний день 2004 года – 31 декабря – было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ОАО «Уралэлектросетьстрой» Петрова С.В. Спустя месяц, не проведя ни одного следственного либо иного процессуального действия, следователь вызывает в качестве свидетеля Петрова и задерживает его на несколько суток в ИВС. Дальнейшие события развиваются по уже известному нам сценарию: обыски в офисе, разговор с сотрудником следствия, обещающим прекратить наезд в случае передачи бизнеса. Закончилось все к счастью тоже традиционно – вмешательством прокуратуры.
Понимая, что орган надзора портит всею работу, атаку на новое предприятия милиционеры решили согласовать с руководством прокуратуры. В феврале-марте 2005 года Рауиль Абсолямов активно пытался повлиять на позицию вновь назначенного прокурора Свердловской области Александра Шайкова. Тогда как раз начиналась кампания против Завода точных сплавов, о котором грезили в УГМК. Абсолямов неоднократно пытается возбудить уголовное дело по одному и тому же факту о якобы незаконном получении заводом НДС. По данному материалу трижды выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Тем не менее, в июле 2005 года Абсолямов снова инициирует возбуждение уголовного дела, которое решением суда вновь признается незаконно возбужденным. Тем не менее, на заводе продолжаются допросы и выемки. При этом документы изымаются не за период, относящийся к предмету разбирательства, а за время всей деятельности завода.
Казалось бы, Абсолямов провалил все дела – ни один же бизнес не был передан заказчику. Но это не совсем так – каждый наезд силовиков сопровождался беспрецедентным моральным давлением на бизнесменов. В результате таких действий были ущемлены интересы вплоть до полной остановки деятельности более 20 предприятий и организаций. Более того, следователи и оперработники распространяли недостоверную, компрометирующую информацию в отношении предприятий и руководителей, разрушая тем самым их деловые связи, публично обвиняли подозреваемых в неуплате налогов и называли их фиктивными компаниями.
И поэтому не стоит удивляться, что когда прокуратура области начала расследование деятельности Рауиля Абсолямова, у замначальника ГУВД тут же появился самый высокооплачиваемый свердловский адвокат. Речь идет о Юрии Морозове, не так давно защищавшем интересы главы «уралмашевского спецназа» – боевиков ОПС «Уралмаш» – Сергея Курдюмова. Его преступная группировка действовала в середине 90-х годов, а ее жертвами стали, по данным правоохранительных органов, как минимум 28 человек. Суд над Курдюмовым длился больше двух лет – материалы дела на банду были изложены в 130 томах. Почти два десятка обвиняемых, доживших до суда, получили сроки от двух до двадцати лет. Сам господин Курдюмов, уехав в Болгарию, наказания избежал – он до сих пор находится в международном розыске. Теперь Юрию Морозову предстоит спасти милиционера. Ведь если прокуратура докажет вину Рауиля Абсолямова, ему грозит до четырех лет лишения свободы.