21 ноября 2024 15:42
Главная » Статьи и заметки » Талвиваара: экология vs экономика

У финских властей и общественных организаций возникли вопросы по экологической безопасности одного из крупнейших производств страны: 2 апреля стало известно о том, что приостановлены работы на компании “Талвиваара” (Talvivaara Mining Company Plc) (производство никеля и цинка): финское агентство по безопасности производства (TUKES) потребовало, чтобы компания предоставила разъяснения по безопасности работы на шахтах компании: в марте 2012 года стало известно о гибели сборщика проб, работавшего около территории производства. В официальном сообщении предприятия говорится о том, что компания планирует предоставить в ведомство требуемую информацию в течение текущей недели. Кроме того, 3 апреля появилась информация о том, что отложено рассмотрение вопроса о разрешении на добычу урана: ранее компания рассчитывала получить его во втором квартале 2012 года. Сейчас известно, что вопрос по разрешениям на разработку урана будет решен «в течение 2012 года».
В ситуации разбирался корреспондент “Фонтанки.fi”.

О сероводороде

Детальные геологоразведочные работы на месторождении Талвиваара близ г. Соткамо начались в середине 2000-х. Тогда были оконтурены два рудных тела: Kuusilampi и Kolmisoppi.

Финская компания Talvivaara Mining Co. plc, пробурив в 2008 году более 25 тыс. погонных метров скважин, увеличила запасы сначала с 569 до 642, а затем и до 1004 млн т руды. В 2007 г. на месторождении началось сооружение карьера, цеха по кучному биовыщелачиванию руды и электролизного завода, на котором производится рафинирование никеля, цинка и меди. В октябре 2008 г. стартовало производство металлов. Тогда проектная мощность предприятия была определена в 33 тыс. т никеля, 60 тыс. т цинка, 10 тыс. т меди и 1,2 тыс. т кобальта в год, что уже делало “Талвиваару” одним из крупнейших медно-никелевых предприятий континента. Предполагается, что к 2015 году предприятие сможет выйти на максимальную мощность – 50 тыс. тонн никеля в год, и сможет поддержать такой уровень добычи в течение ближайших 50 лет.

Согласно соглашениям со швейцарско-бельгийской компанией Nyrstar NV последней поставляется весь объем добываемого цинкового концентрата. В свою очередь весь объем производимого концентрата никеля и кобальта поставляется на завод ОАО «ГМК «Норильский Никель» в финском городе Харьявалта. (Почти 4.5% акций компании принадлежат дочерней фирме ОАО «ГМК «Норильский Никель» – «Норильск Никель Холдинг»).

Еще в 2010 году появились сообщения о том, что из-за сброса сульфата натрия со сточными водами рудника вода в лесных озерах, находящихся поблизости от месторождения, стала соленой. Экологи забили тревогу, так как тяжелый рассол стал растекаться по дну, не перемешиваясь с остальными водами, а жители стали жаловаться на то, что вода из озер стала вызывать сыпь на коже и жжение глаз при умывании.

В прессе появились фотографии ручьев и берегов озер, обильно покрытых пеной. В ответ на это представители компании заявили, что нет никаких нарушений экологического законодательства. Чиновники же посоветовали местным жителям не употреблять воду из открытых источников внутрь.

Но в марте 2012 года произошел несчастный случай, который заставил вновь обратиться к вопросу об экологической ситуации на руднике. Там умер работник компании, судя по всему, отравившись сернистыми соединениями в непосредственной близости от здания обогатительной фабрики. (Сероводород используется в технологической цепочке обогащения руды. За полгода обогатительная фабрика использует 30 000 тонн этого газа, который сама же и производит. В 2010 году, по данным финской газеты Helsingin Sanomat, рудник Талвиваара использовал 183 000 тонн серной кислоты). 36-летний мужчина выполнял свою обычную работу, отбирая пробы близ завода. Возможной причиной отравления могло стать обнаруженное повышение концентрации сероводорода, который является не просто вонючим газом, но сильным ядом. Поступили также сообщения о том, что сильный запах серы ощущали лыжники на расстоянии 16 км от рудника.

В итоге, как уже сообщалось выше, работа производств компании временно приостановлена до выяснения обстоятельств.

Об уране

В самом начале 2010 года компания Talvivaara Mining направила заявку на разрешение проведения работ по извлечению содержащегося в руде урана, в объеме примерно 350 тонн в год. Речь, разумеется, идет не о чистом уране, а о его концентрате – «желтом кеке» (yellow cake). «Желтый кек», или оксид урана — U3O8 является сам по себе слаборадиоактивным веществом. По мнению специалистов Talvivaara Mining, оставлять уран в отвалах после выщелачивания гораздо более опасно, чем добывать его, извлекая из окружающей среды, и затем в концентрированном виде отправлять в Канаду, где из него будут делать топливо для атомных электростанций. С учетом финских планов по усилению собственной ядерной энергетики переход на урановое самообеспечение — важный шаг к энергетической независимости.

Наверное исходя из этих соображений, Госсовет Финляндии и выдал компании Talvivaara Mining соответствующую лицензию. Однако, прежде чем начать производство, компания должна предоставить Центру ядерной и радиационной безопасности STUK все документы, которые подтверждают безопасность процесса.

Решение о выдаче лицензии на обогащение урановой руды не могло пройти единогласно – против голосовали министр по вопросам окружающей среды Вилле Ниинистё и министр по экономическому развитию Хейди Хаутала, а союз охраны окружающей среды Luonnonsuojeluliitto выразил сожаление о выдаче лицензии. На данный момент, напомним, выдача окончательного разрешения отложена (подробнее на портале компании (текст сообщения (англ.)

Прогнозы

Но можно предполагать, что рудник проверят, отметят замечания, и он опять будет работать.
Для этого есть несколько причин.
Во-первых, 8% акций принадлежит пенсионному фонду Varma, 6.9% – пенсионному фонду Ilmarinen, и 8.5% – государственному акционерному холдингу Solidium. Именно эти организации, в силу специфики своей работы (они накапливают финансы, которые будут выплачены как пенсии через 45-50 лет) нуждаются в стабильном источнике дохода на многие годы вперед.

Во-вторых, необходимость сохранения рабочих мест. Правда, в 2010 г. количество работников горнодобывающей отрасли едва превышало 2 тысячи человек, и даже при оптимистическом раскладе к 2015 году с учетом субподрядных организаций в этой отрасли будет работать не более 5.5 тысяч человек.

Но самое, на наш взгляд, важное — это то, что Финляндия делает серьезную ставку на добычу полезных ископаемых. Согласно исследованию «Минеральная стратегия Финляндии», которое было разработано правительственными институциями в 2010 году, и которое определяет основные тенденции развития горнодобывающей промышленности страны до середины XXI века, ожидается стабильный рост объемов добычи металлических руд и промышленных минералов, планируется создание новых компаний, в том числе и с государственным участием. Экспортноориентированная отрасль дает постоянный приток валюты в страну, обеспечивает нужды собственной промышленности и (в случае с ураном) и энергетики. Если в 2009 году объем продаж горнорудной промышленности составлял 481 млн евро, то уже в 2010 — 808 млн евро, при этом инвестиции в горнорудную промышленность (по большей части иностранные) приблизились к уровню в 1 млрд евро.

Все это неминуемо будет усиливать давление на окружающую среду. Какое будущее ждет финские курорты, и не съедят ли бульдозеры сопки, добывая ценные металлы? Все это зависит не только от Финляндии, но и от того, какое будущее ожидает всю мировую экономическую систему. К сожалению, Финляндия не может отгородиться от нее.

СПРАВКА

Скалы Финляндии, представляющие из себя часть древнего Балтийского щита, сложены породами, возраст которых превышает 1500 миллионов лет. В толще этого массива залегают месторождения железа, никеля, цинка, хрома, меди, титана, ванадия, редкоземельных металлов и, конечно же, серебра, золота и урана.

Например, золото добывается на приисках «Пахтаваара», «Йокисиву» и «Оривеси». А месторождение «Суурикуусикко» близ г. Киттиля в Лапландии вообще является одним из крупнейших в Европе. Плановая добыча — более 5 тонн золота в год.

Но золото — это не основное сокровище Финляндии. Эта страна является главным европейским поставщиком талька, который держит около 30% всего рынка (тальк используется и в пищевой промышленности, и в химии, и в фармацевтике и во многих других областях). На пару с Испанией Финляндия поставляет на европейский рынок волластонит — без него нет качественных тормозных колодок и фрикционных накладок, качественных шин и жаропрочной керамики. Есть и апатиты — сырье для производства фосфорных удобрений.

В Финляндии находится и единственное на весь Евросоюз месторождение хрома – «Кеми», оно же одно из крупнейших в Европе. А на месторождении «Пюхясалми» добывается медь и цинк. Попутно выделяется золото и серебро.

Главное богатство страны, по мнению многих специалистов – это многочисленные никель-, марганец- и кобальтсодержащие месторождения, в которых имеются весомые доли цинка, меди, золота и урана.

Ссылки:

Tukes

компания Talvivaara
Константин Ранкс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *