Минерально-сырьевая база Европейской России до последнего времени была намеренно «законсервирована» и даже засекречена. Чтобы «укрепить» Россию в качестве экспортно-сырьевого придатка мировой экономики.
В апреле-мае состоялись общероссийская конференция «Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность» в Москве, совещания геологов и недропользователей почти в 20 субъектах Федерации. Главная тема этих мероприятий: в последние 20-25 советских лет в Европейском регионе России (ЕРР) была директивно приостановлена геологоразведка и даже… засекречены ее результаты, в том числе 1940-х-1960-х годов. Это деиндустриализировало экономику и экспорт РСФСР-РФ, сделало Россию «иждивенцем» поставок всего ассортимента топливного и промышленного сырья не только из отдалённых российских регионов, но и из Средней Азии. Сегодня для преодоления именно системного финансово-экономического и социального кризиса требуются возобновление геологоразведки и освоение «закрытах» полезных ископаемых в Европейской России.
На этих форумах отмечалось также, что только в последние годы восстанавливаются доразведка и дорабатываются проекты освоения полезных ископаемых в ЕРР. Причем, как правило, без субсидий из федерального бюджета…
По оценкам Федерального агентства по недропользованию и администраций 20 субъектов Федерации, расположенных в Европейском регионе России, уровень разведанности тамошних месторождений разнообразного промышленного и энергетического сырья ныне едва достигает 25%. Зато среди разведанных и подтвержденных сырьевых запасов – крупные по объемам и высококачественные, т.е., подчеркнем, промышленные месторождения алмазов, золота, урана, бокситов, титана, молибдена, нефти, газа, железной руды, фосфоритов, горючих сланцев, сосредоточенные в основном в Центрально-Европейской России и Поволжье. Вовлечение в экономику тех месторождений только в этих регионах создаст новые промышленные и энергетические отрасли в Европейском регионе России, более чем наполовину сократит его зависимость от поставок промышленного и энергетического сырья из других регионов РФ, а также обеспечит стабильной работой минимум 25% трудоспособного населения ЕРР.
Большинство упомянутых месторождений, повторим, были открыты и разведаны еще в 1940-х-1970-х годах. Но по решениям сов-минов и госпланов СССР и РСФСР, а также Геологического управления центральных районов СССР (ГУЦР) почти все российско-европейские месторождения законсервировали и… даже засекретили.
Почему? – Чтобы не менять долгосрочную политику превращения азиатского региона России и СССР, особенно Западной Сибири, Урала и Средней Азии, в единственных «снабженцев» Европейской России почти всеми видами промышленного и энергетического сырья. И таким образом превращать всю Россию в экспортно-сырьевой придаток мировой экономики.
Но, по словам руководителя Федерального агентства по недропользованию Анатолия Ледовских, «в 2009 году из-за значительного сокращения бюджетного финансирования геологоразведки прогнозируется усиление работ на медь на Чукотке, полиметаллы на Алтае и Северном Кавказе, на марганец в Хабаровском крае. В связи с планом развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и юга Сибири будут начаты работы на железо, олово, серебро и полиметаллы в Магаданской области, бокситы и цементное сырье в Иркутской области, золото и хром в Туве. А на полярном Урале произойдет временное снижение объемов поисковых работ по железным рудам из-за отсутствия на сегодняшний день четких перспектив выявления их промышленных месторождений».
То есть расширения промышленной геологоразведки и исследований по рентабельности ресурсно-промышленной базы ЕРР на федеральном уровне пока не будет. Зато большинство месторождений полезных ископаемых в Европейской России с конца 1990-х включается в государственный баланс… Дескать, пусть проблемы без малого полувековой давности решают сами регионы, если их не устраивает нынешняя ресурсно-добывающая политика федеральных властей. Хотя еще 8 июня 2005 года Министерство природных ресурсов РФ утвердило (приказ № 160) «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ на 2005-2020 годы».
В настоящее время, когда последствия многодесятилетней экспортно-сырьевой «иглы» для нынешней российской экономики (а в 1970-х-1980-х гг. – и для экономики СССР) сказываются с особой чувстительностью и, похоже, будут только усугубляться, нелишне напомнить об уникальных документах и свидетельствах, подтверждающих, что, во-первых, постепенное превращение отечественной экономики в сырьевой и сбытовой придаток развитых капстран началось примерно с 1960-х годов. А во-вторых, в рамках экспортно-сырьевой, точнее – нефтегазоэкспортной трансформации экономики и экспорта РСФСР, как и СССР, главный акцент был сделан на то, чтобы почти все российские регионы зависели от поставок промышленного и особенно нефтегазового сырья из отдалённых регионов РСФСР-СССР (Средняя Азия, Урал, Западная, Восточная Сибирь). Поэтому разнообразные полезные ископаемые Европейского региона России НАМЕРЕННО оказались, что называется, в архивах.
В этой связи примечательно «неофициальное» высказывание экс-руководителя «Газпрома» Рэма Вяхирева в конце 1990-х: «Ну зачем деревне газ? Там всё время топили кизяками (сушёный навоз. – Прим. – А.Ч.), пусть и дальше топят».
После же развала СССР Россия, естественно, стала зависеть не от поставок из «братских» республик, а от импорта из суверенных постсоветских стран. Но, например, в российской газоиндустрии сложившаяся еще в 1970-х гг. ситуация сохраняется, а именно: российский, точнее – западносибирский газ сориентирован в основном на экспорт, а внутрироссийское газоснабжение «привязано», главным образом, к поставкам из Средней Азии. Причем с 2009 года ведутся переговоры о поставках в РФ азербайджанского и даже иранского газа.
Однако во многих европейских регионах – в основном на базе местных бюджетов и в рамках развития государственно-частного партнерства – доразведываются месторождения и дорабатываются проекты по их освоению. Так, по данным Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства по недропользованию и региональных администраций, осенью 2008 – весной 2009 гг. в Новгородской области возобновили доизучение и подготовку к освоению ресурсов технических алмазов, бокситов, нефти и марганца; в Пензенской – нефти и титано-циркониевых россыпей. А в недрах Костромской области изучается более широкий ассортимент: алмазы (в шести районах), фосфориты, горючие сланцы, нефть, титан и цирконий. Там ещё в 2000 году запасы, например, углеводородного сырья были определены почти в 1,7 млрд. тонн!
В Воронежской области, по данным регионального отделения Министерства природных ресурсов РФ, «разведочный акцент» ныне сделан на уран: его запасы там оцениваются во многие десятки тонн, а также на технические алмазы (в южном – Павловском районе области), рудно-металлургическое и химическое сырье. Это делается в рамках областной программы «Комплексное использование природных минерально-сырьевых ресурсов на 2008-2015 годы», предусматривающей, в частности, поэтапный выкуп земли в областную собственность – под геологоразведку и дальнейшую разработку ископаемых. А, например, на доизучение медно-никелевых месторождений области частными инвесторами на 2008-2009 годы выделено 350 млн. рублей.
В Тамбовской области начинается освоение крупных ресурсов титанового сырья – свыше 1,3 млн. тонн; там же разведаны и готовятся к разработке промышленные запасы фосфоритов и полиметаллов, на востоке и юго-востоке области прогнозируются запасы нефти и газа.
В Ростовской же области изученность недр – на уровне в 15%, хотя в рамках даже этого показателя там обнаружены значительные запасы золота – до 300 тонн, урана, циркония, алмазов, фосфоритов, ртути, ряда цветных металлов, а ресурсы газа оцениваются в 60-62 млрд. кубометров. Все эти «закрома» ныне доразведываются вместе с частными инвесторами на предмет промышленного освоения и последующей переработки. Уже в 2009-2010 годах на базе государственно-частного партнерства в области наладят разработку урана и титано-циркониевых песков. А на доизучение тамошних недр из федеральный казны в середине апреля всё-таки выделено 45 млн. рублей…
По мнению Ивана Десятникова, кандидата геолого-минераловедческих наук, «провести геологоразведку на Ямале впятеро дороже, чем доразведать месторождения, которые расположены на юге. Но мы почему-то практически не изучаем юг России. Хотя основные нефтегазовые месторождения Западной Сибири, Урала и Поволжья уже вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей… К европейской части России, которая была прежде «заброшена» в геологическом плане, снова проявляется геолого-ресурсный интерес. В том числе потому, что Русская Платформа – свыше 60% территории Европейской России – окаймлена впадинами, прилегающими к нефтеносным Азовскому морю, Крыму и Румынии, и во всех этих регионах имеется нефть».
Но до второй половины 1950-х гг. ресурсно-промышленная политика в СССР была принципиально иной. В последние «сталинские» годы лично Сталин высказывался не только за развитие нефтегазовой промышленности во всех регионах СССР, но и… против государственного монополизма в экономике (!), что многие аналитики считают «базой» для экономических реформ, в том числе государственно-частного партнерства, намеченных Сталиным примерно за полгода до своей внезапной кончины. Если точнее – в СССР уже с 1953 года под руководством Сталина могли начаться экономические реформы, аналогичные реализованным в Китае после 1978 года!
Итак – слово некоторым уникальным документам:
Из выступления И.В. Сталина в Москве 7 января 1949 г. на совещании СССР и восточноевропейских стран, провозгласившем создание СЭВа («Собрание сочинений и писем И.В. Сталина» в 35 томах, т. 31 (рус. яз), Пекин-Тирана, 1977-1979 гг.):
«…Видимо, в ваших странах будут расти потребности в нефти, газе, другом промышленном и энергетическом сырье. Мы, конечно, будем его поставлять на льготных условиях, но у вас есть собственные ресурсы такого сырья. Пусть их не так много, как в СССР, но его нужно по максимуму использовать и перерабатывать. И проводить тщательную геологоразведку по этим видам сырья. У нас в стране мы тоже не хотим «привязывать» многие регионы к считанным производителям – отправителям нефти и газа, так как нефть и газ имеются или наверняка имеются во многих регионах СССР…».
И.В. Сталин, «Экономические проблемы социализма в СССР» (М., 1952 г.): «Полагают, что передача собственности отдельных лиц и групп в собственность государства является единственной или, во всяком случае, лучшей формой национализации. Это неверно. На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации, как правильно говорит об этом Энгельс в «Анти-Дюринге»…».
Что касается намеренного сокрытия результатов гелогоразведки и «неосвоения» полезных ископаемых в Европейской России, – вот, например, выдержка из другого архивного документа – из совместного письма М.З. Сабурова (председателя Госплана СССР в 1941-1942, 1950-1953, 1955-1957 гг.), академиков-экономистов Т.С. Хачатурова и Н.Н. Некрасова министру газовой промышленности СССР (в 1972-1981 гг.) С.А. Оруджеву, март 1976 года: «…Считаем не совсем правильным, что быстро развивается крен в разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений только в труднодоступных и/или отдаленных районах СССР – в азиатской части РСФСР и Средней Азии. Это очень сильно увеличивает затраты по всему циклу организации нефте- и газового производства, что влечёт за собой постоянное удорожание всей экономики СССР и, как следствие, – большинства товарного ассортимента в СССР, а также постоянный рост себестоимости нефтегазового комплекса всего СССР, но особенно РСФСР. Ибо месторождения в Центральной и Южной России, а также в Белоруссии и Молдавии остаются недоисследованными, засекреченными, заброшенными и, тем самым, огромный регион СССР, обладая потенциальными возможностями для развития нефте- и газодобычи, превращается в «иждивенца» других регионов по нефти и газу…
Были возражения по поводу снабжения среднеазиатским, а в перспективе – и азербайджанским газом большинства регионов РСФСР и прежде всего Европейского региона РСФСР, эти возражения имеют под собой не только экономическое обоснование. Ибо огромная часть страны становится зависимой от Средней Азии, что может быть не совсем правильным с точки зрения долгосрочных политических и национальных обстоятельств.
Вопросы такого рода обсуждались в Политбюро ЦК и президиуме Совмина СССР ещё в 1950-1952 годах, когда изучались варианты развития газификации всех союзных республик. Тогда было признано, что главный принцип в этой сфере – достижение максимальной изученности, а затем и освоенности местных месторождений и, например, Москва и Ленинград с прилегающими к ним областями были прикреплены к месторождениям Куйбышевской, Саратовской, Сталин-градской и Астраханской областей. Но в середине 1960-х было решено перевести почти всю РСФСР на нефте- и газоснабжение из Средней Азии. Не исключено, что это могло быть умело пролоббировано среднеазиатскими властями для усиления их влияния и позиций в высшем руководстве СССР и КПСС…
Ставка на развитие российской нефте- и газодобычи почти исключительно в труднодоступных/отдалённых регионах РСФСР, причем с главным акцентом на экспорт оттуда нефте- и газосырья, может привести к быстрому и постоянному удорожанию всей нефтегазовой индустрии РСФСР и, как следствие, к тому, что только растущий нефте- и газоэкспорт будет окупать эту российскую отрасль, как и ее трубопроводную систему. Что, в свою очередь, усилит нефтегазовую зависимость РСФСР от Средней Азии. Поэтому необходимо еще раз детально проработать все эти вопросы и, в частности, вернуться к исследованиям рентабельности доразведки и освоения месторождений в Европейском регионе РСФСР, а также в Белоруссии и Молдавии. Потому что эти проблемы имеют и долгосрочную политическую значимость…».
Впрочем, скрывалась и смежная с природно-ресурсной информация стратегического характера по всему СССР, которая, подчеркнём, была недоступна даже для И.В. Сталина в 1950-х годах (!).
По данным доктора экономических наук Владимира Писарева (см. «Маркс-Ленин, Сталин, Горбачёв и… крах СССР» – М., издательство «Вечерняя Москва», 1994 г.), «Сталин был обманут «учеными»-экономистами и статистиками: в 1951 г., когда СССР, обогнав США, вышел на первое место в мире по количеству и мощности ежегодно выпускаемых электродвигателей для комплектации ими всевозможного станционарного оборудования, это достижение от Сталина и общественности был скрыто. Тем самым Сталину не было позволено сделать вывод о том, что, поставленная в 1929 году задача – за 15 лет догнать США по уровню индустриализации – была в основном решена, несмотря на все потери в войне, с опозданием всего лишь на 5 лет!
Сталину, когда он в 1951-1952 гг. работал над «Экономическими проблемами социализма в СССР» (1952 г.), нужно было также дать информацию и о том, что к тому времени даже машиностроение СССР стало производителем главным образом потребительской продукции, оставив традиционным производствам орудий труда роль «небольших» цехов нестандартного оборудования. Но об этом не сказано до сих пор (зато в послесталинский период в СССР кто только не обвинял Сталина в пренебрежении проблемами производства товаров широкого потребления! – Прим. – А.Ч.).
«Ученые»-экономисты после Сталина продолжали запутывать классификации отраслей народного хозяйства и их продукции, структур валового национального продукта и госбюджета. Тем самым экономисты пошли дальше академика Лысенко, который при всех его новшествах международную классификацию растений и животных оставил в покое. Поэтому в биологии нет такой неразберихи и хаоса, как в экономике, где никто не может понять истинные причины катастрофы и предложить действенные меры по её преодолению…
При решении проблем социально-экономического развития в эпоху Сталина в России не было абсурда и маразма, которые, «крепчая» после Сталина, превратили всю внутреннюю и внешнюю политику в политиканство и довели державу до полного банкротства…».