Владикавказский «Электроцинк» продолжает отравлять жизнь жителям Осетии и Ингушетии?
Невозможная вонь распространяется в районе сельского поселения Кантышево последние лет пять от протекающей рядом небольшой речки Камбилеевка. Такая ситуация, по словам местных жителей, связана с тем, что выше по течению находится крупный осетинский завод «Электроцинк».
Если заглянуть в недавнюю советскую историю, то можно увидеть любопытный факт – большинство крупных промышленных предприятий Северной Осетии сосредоточены на границе с Ингушетией, как раз в географическом центре двух республик. Учитывая постоянные выбросы клубов ядовитого дыма из высотных труб и утечку вредных химреагентов в реки, это создает серьезную угрозу живущим здесь людям.
В советское время худо-бедно работали очистные сооружения и соблюдались определенные минимальные требования к охране окружающей среды. С приходом в нашу жизнь рыночных отношений, новые хозяева завода, видимо, посчитали, что нет необходимости тратить «лишние» средства на поддержание экологии.
Еще недавно Камбилеевка считалась одной из самых чистых водных артерий Северного Кавказа. Жители близлежащих сел здесь смело набирали питьевую воду, пригоняли на водопой скот, местные ребятишки весело плескались в ее водах.
«Первые ласточки»
Проблемы начались в середине 90-х годов прошлого века, когда многочисленные спиртовые заводы Осетии начали сюда сброс барды – остатков перегона сельскохозяйственной продукции на спирт. Подкрашенная в красноватый цвет вода с несколько кисловатым привкусом вызывала тогда только недоумение и раздражение жителей Кантышево и Долаково, но в целом не создавала серьезных проблем.
По мере изменения коньюнктуры на российском рынке алкогольной продукции и снижения производства промышленных предприятий, появилась надежда, что эта территория снова вернется в свой первозданный вид. Новые неприятности начались несколько лет назад. Как рассказали местные жительницы Роза Дзаурова и Радимхан Яндиева, вода в речке вдруг стала черного цвета, а вокруг распространился очень острый неприятный запах, чем-то напоминающий тухлые яйца.
Поначалу все надеялись, что это разовое нарушение связано с какой-то случайной аварией на заводе, и ее последствия будут быстро устранены. Однако, последствия оказались страшнее самых пессимистичных прогнозов. Вода в реке с тех пор стала постоянным источником серьезных неприятностей.
Ночные сбросы
Причем характерна одна особенность – наиболее сильная вонь бывает в четыре – пять утра, и в течение дня концентрация неприятного запаха немного снижается. Складывается впечатление, что именно ночью происходит основной сброс вредных веществ в воду. Особенно тяжело приходится летом, когда в жару невозможно даже приоткрыть окна.
На расстоянии нескольких сотен метров от реки стоит ужасный смрад. Прошлым летом группа отчаянных подростков, измученная жарой, решилась залезть в воду. Эта история закончилась их госпитализацией и тяжелым курсом восстановления. С тех пор ни стар, ни млад не решаются даже близко подходить к опасной реке.
На вопрос, откуда жители близлежащих сел получают воду, женщины ответили, что к ним провели водозабор из подземных источников, что стало для местных жителей настоящим спасением.
В последние дни, видимо из-за поднявшейся в прессе шумихи, неприятные запахи несколько уменьшились, но вчера и позавчера все возобновилось и похоже, что неприятные запахи даже несколько усилились.
На некоторых информационных агентствах вышли материалы, в которых причиной данного экологического бедствия называют канализационные сбросы в реку кантышевской первой средней школы. Но, последствия от такого источника загрязнения никак не тянут на указанные масштабы бедствия, даже если бы это были сбросы нечистот целого города Назрани. Тем более, что указанное общеобразовательное учреждение построено только этим летом, а проблема существует как минимум четыре года.
К сожалению, согласно имеющейся в нашем распоряжении информации, ингушский комитет по экологии и республиканская санитарно-эпидемиологическая станция проявляют непонятное бездействие. И только сотрудники телерадиокомпании «Ингушетия» продолжают бить тревогу, делая периодически новостные сюжеты и тематические передачи по этой проблеме.
Общая беда
Нельзя сказать, что и сами жители Северной Осетии равнодушно наблюдают за происходящим. Согласно публикации на сайте OSSETIA.ru, прокуратура уже начала комплексную проверку деятельности завода «Электроинструмент» в связи с жалобами на загрязнение окружающей среды.
Вокруг предприятия местные жители регулярно проводят экологические пикеты, но пока, к сожалению, их усилия не приносят ощутимого результата. Житель Владикавказа Ацамаз Хадиков, работающий врачом в одной из городских больниц, написал в своем блоге следующее:
«Времени мало, работаю в двух местах врачом, лично вижу последствия хронической интоксикации тяжелыми металлами и глубокого йододефицита. Год проработал участковым терапевтом в поселке Карца, который расположен в 2 километрах от УГМК — Электроцинк. Обидно конечно за наши народы. За то, что из них сделали власти. И все-таки считаю, что наибольший вред для нас — это предприятие, и построено оно здесь не случайно, а именно для уничтожения наших народов, подавления их воли…И самым насыщенным промышленными предприятиями из городов России Владикавказ стал не случайно.
Умело посеяв и систематически разжигая неприязнь между осетинами и ингушами Кремль именно здесь разместил одно из самых токсичных производств в мире. Ведь сырье здесь всегда было привозным на 90%, а последние 40 лет на все 100% и везли его многие годы даже из Аргентины, Венесуэлы, Чили…
Это же надо так оглупить нации, жителей Осетии и Ингушетии, чтобы творить такое — полмира пересекали корабли с самым токсичным сырьем для доставки смертоносного сырья во Владикавказ — под нос осетинам и ингушам…И в результате мы не вылезаем с похорон, поминок, устаем посещать больных, сами часто обращаемся к врачам…
Даже в донных отложениях устья Терека, при впадении его в Каспийское море обнаружены самые высокие уровни содержания кадмия из свинца из устьев всех российских рек. В реке Камбилеевке уровни содержания кадмия, свинца, цинка, меди, алюминия превышены в десятки и сотни раз.
Замеры не проводятся на должном уровне и с необходимой частотой по простой причине — очень низкий интеллектуальный уровень и крайняя экологическая безграмотность местного населения. А об атмосферном воздухе и говорить нечего, не бывает границ для экологических проблем…»
Остается надеяться, что российские средства массовой информации, не занимая какую-либо лоббистскую позицию, станут правдиво и объективно освещать происходящие процессы вокруг непонятного производства на заводе «Электроцинк» и воздействуют силой пера на наших инертных чиновников, что бы подвигнуть их на проведение соответствующего компетентного расследования.
Голос каждого жителя Осетии и Ингушетии, высказанный совместно, должен положить конец этим страшным экспериментам над людьми, ведь ставкой в этом вопросе является будущее наших детей. И возможно, эта общая беда станет тем объединяющим стержнем, который поможет сблизить наши соседние народы.