Агрессивная экономическая экспансия олигарха из Верхней Пышмы Андрея Козицына в российские регионы все чаще ассоциируется с вызывающими протест местных жителей экологически сомнительными проектами. Накануне представители УГМК анонсировали пуск металлургического завода по производству сортового проката в Тюмени, умалчивая о том, что с самого начала завод вызвал волну критики общественников и экологов.
Как передала пресс-служба УГМК, металлургический мини-завод структурного подразделения корпорации – УГМК-Сталь в Тюмени – готовится к комплексным испытаниям оборудования. В настоящее время строительство вышло на завершающую стадию, перейти от испытаний к выпуску продукции планируется до 4 квартала текущего года.
В электросталеплавильном цехе практически завершен монтаж дуговой сталеплавильной печи емкостью 70 тонн (ДСП-70). Основная технологическая линия завода состоит из двух цехов. Во втором – сортопрокатном – так же продолжается монтаж прокатного стана и идет подготовка к комплексным испытаниям. Кроме того, мини-завод включает в себя кислородную установку (производительностью 3,5 тыс.куб. метров в час), сеть газоочистных сооружений (эффективность более 99,4%) и очистных сооружений промливневых стоков.
«Завод оснащен самыми передовыми технологиями, позволяющими минимизировать выбросы и практически свести их к нулю. Эффективность газоочистки 99, 4% – очень хороший показатель, безусловно, мы его добьемся», – заявил директор филиала ООО «УГМК-Сталь» – Металлургический завод по производству сортового проката» Сергей Глушков.
К слову, представители компании и тюменской областной власти подозрительно часто во всех своих релизах по поводу завода явно с намеком на успокоение населения делали упор на экологической безопасности производства. «Металлургический завод «УГМК-Сталь» не повредит экологии областной столицы. По проекту строительства завода была сделана полная всесторонняя экологическая экспертиза», – еще в мае заявил заместитель губернатора Тюменской области, директор Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Вадим Шумков.
Такая позиция администрации губернатора Владимира Якушева понятна: строительство металлургического завода реализуется в рамках договора о сотрудничестве между Андреем Козицыным и правительством Тюменской области. Оценочная стоимость завода – порядка 22 млрд. руб., планируется, что он будет давать порядка 600-700 млн. рублей ежегодных налоговых поступлений в бюджет региона.
Свердловский олигарх Козицын и тюменский губернатор Якушев при осмотре строящегося металлургического завода (фото с сайта tumentoday.ru)
Однако, если же вспомнить главную проблему нынешней УГМК, «прославившую» верхнепышминскую корпорацию едва ли не на весь мир, – разработку Еланского и Елкинского никелевых и медных месторождений вблизи Хоперского государственного заповедника и реки Хопер в Воронежской области, то сам проект начинался, как все помнят, также с различных заверений касаемо его «абсолютной экологической безопасности» и «колоссальных экономических выгод». Это потом уже ряд экспертов-экологов (из РАН и МГУ) пришли к мнению, что разработки в данном районе могут привести к отравлению всех компонентов окружающей среды соединениями тяжелых металлов, разрушению сельского хозяйства в черноземной полосе России, что и заставило местное население активно протестовать против планов УГМК, не останавливаясь даже перед избиениями со стороны нанятых ею ЧОПовцев…
Вот и теперь, УГМК – уже в Тюмени – оказалась связанной также с сомнительным с экологической точки зрения проектом. Еще в момент планирования и проектировки (конечно же, при всячески высказываемом властями Тюмени энтузиазме – вспомним 22 млрд. инвестиций) завод вызвал у местных экологов ряд обоснованных претензий, переросших затем в яростное неприятие.
Еще в 2010 – 2011 гг. группа, утвержденная коллегией экологов общественного совета Тюмени, провела общественную экспертизу проекта строительства металлургического завода, согласно которой, проектная документация строящегося завода была подготовлена ненадлежаще, а ее государственная экспертиза выполнена формально. «По всей видимости, проект первоначально предназначался другому месту строительства, скорее всего, городу Серов Свердловской области – в Пояснительной записке встречаются упоминания местности, находящейся рядом с этим городом. Кроме этого, проектом предусмотрена вырубка 1737 деревьев, хотя согласно исследованию земельного участка, отведенного под строительство, здесь растут только 902 дерева», – отмечали экологи.
«Проектом строительства металлургического завода не проработан в полном объеме вопрос по утилизации всех отходов. В период эксплуатации образуется 9 видов отходов, общим весом 386 тонн в год. Переработка отходов и их захоронение на территории предприятия не предусмотрены. Между тем, в Тюмени отсутствует полигон промышленных отходов, и отсутствует возможность принимать такие отходы на карты городских полигонов бытовых отходов. Согласно проекту, в атмосферу будет выбрасываться 36 ингредиентов общей массой 6145,7 тонн/год, из которых: 6049 тонн — жидкие и газообразные», – говорится в заключении экспертов.
На данный момент экологи выступают за проведение новой – более подробной – экспертизы и даже планируют обращаться в надзорные органы региона, а то и вывести людей на улицы, так что история пока далека от завершения. Печальный опыт движения в защиту Хопра показывает, что местное население российских регионов с большой настороженностью относится к приходу к ним «заезжих» коммерсантов, которые, увы, часто вторгаются в их устоявшийся мир, да еще и наносят своей деятельностью ущерб природе – ведь в данном случае им «проще» уйти обратно, получив свою немалую долю прибыли и оставив после себя, какой угодно ущерб, а местные жители останутся с этим «наследством» навсегда…
Дмитрий ОЛЬШВАНГ
2013, “ВЕДОМОСТИ Урал”