19 июня 2024 00:54
Главная » Документы » Обращения, заявления, резолюции » Коллективное обращение к генеральному прокурору РФ

Движение «Стоп Никель» — коллективное обращение к генеральному прокурору РФ
Генеральному прокурору Российской Федерации
действительному государственному советнику юстиции

Ю.Я. Чайке

125993, г.Москва, ул. Б.Дмитровка, 15а

 

Коллективное обращение
Уважаемый Юрий Яковлевич!

Распоряжением Правительства РФ №2360-р от 26.12.2011 установлен порядок проведения конкурса направо пользования участками недр федерального значения, расположенными на территории Воронежской области, для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд, осуществляемых по совмещенной лицензии: в отношении участка Еланское и в отношении участка Елкинское. Во исполнение данного распоряжения 22 мая 2012 года конкурс был проведен, победителем объявлен Медногорский медно-серный комбинат, принадлежащий Уральской горно-металлургической компании.

Проект освоения медно-никелевых месторождений в Воронежской области вызвал широкий общественный резонанс, затронувший несколько областей. Гражданские акции протеста против добычи никеля в Черноземье начались в феврале и за несколько месяцев из одиночных пикетов превратились в многотысячные акции – 10 июня на митинг в Борисоглебске вышло 10 000 человек при городском населении в 65 000, 05 августа в Новохоперске вышло на митинг 5000 человек при населении 6 700, в Елань-Колено 06 июня вышло 3 500 человек при населении в 5 500. Наметилась динамика роста гражданского недовольства, которая может привести к серьёзным последствиям – социальным взрывам. Зреет открытое противостояние народа, вынужденного всеми доступными методами защищать свою Родину, власти. Во многом несогласие народа обусловлено массовыми нарушениями законности, допущенными органами власти в процессе реализации проекта.

Прежде всего, необходимо обратить внимание, что в соответствие со ст.2 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-I «О недрах» (далее – Закон о недрах) владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. То есть, прямо установлено, что владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр может осуществляться только в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации.

Однако, ни в упомянутом распоряжении Правительства РФ ни в иных официальных документах, связанных с проведением конкурса не обосновано: в чем выражаются интересы народа, проживающего на соответствующей территории. Как раз напротив многотысячные акции протеста свидетельствуют о том, что добыча никеля на территории Воронежской области никакого отношения к интересам этого самого народа не имеет. Тем не менее, интересы этого народа, зафиксированные в соответствующих резолюциях митингов, коллективных письменных (электронных) обращениях открыто и цинично игнорируются органами государственной власти.

Ответы на вышеуказанные обращения по существу поставленных вопросов не даются (см. приложенные документы), что грубо противоречит п.3 ст.5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Стандартно, по шаблону, указывается: как и на каком основании проведен конкурс (в чем абсолютно нет необходимости, поскольку население уже об этом информировано) и указывается, что при реализации проекта будут соблюдены все нормы и природа не пострадает (якобы, проект будет уникальным, ибо случаев что бы при добыче никеля экологии не был причинен ущерб, истории не известны). По сути, социально-экономическое обоснование проекта органами государственной власти сводится к появлению новых рабочих мест и крайне незначительным финансовым поступлениям в областной бюджет. Вместе с тем, не принимается во внимание, что в районе месторождения, расположены пастбища для скота, возделываемый чернозем, на котором осуществляют свою деятельность крупные сельскохозяйственные предприятия, такие как Бороздиновский плодосовхоз, Хлебоприемный пункт областного значения, крестьянские (фермерские) хозяйства, частные подворья, Краснянский и Ильменский спиртозаводы, Елань-Коленовский сахарный завод, маслозаводы с. Елань, с. Красное. На данных предприятиях имеется огромное количество рабочих мест, несоразмерное с тем, что планируется задействовать в процессе реализации проекта. Также при реализации проекта органами власти игнорируется требование ст.8 Закона о недрах, в соответствии с которой пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Есть все основания полагать, что работы по освоению этих месторождений ввиду глубины и сложности залегания руд (вертикальные тела, начинающееся с 250 и уходящие на глубину более 2000 метров) и особенностей ландшафта (несколько водоносных горизонтов, в том числе и самый глубокий пласт насыщенных йодо-бромных рассолов) приведут к ухудшению состояния природы и окружающей среды, а именно — к обмелению четырех рек: Хопёр (одной из самых чистых рек в Европе), Елань, Савала, Ворона; к фактическому уничтожению Хопёрского заповедника, деятельность которого напрямую зависит от уровня грунтовых вод, к исчезновению многих видов животных, птиц, рыб, насекомых, в том числе занесенных в Красную книгу и реликтовых (орлан-белохвост, выхухоль, ряд других), растений (многовековые дубы Теллермановского леса).

Также будут неизбежно уничтожены: памятник природы – Краснянские степи, памятники историко-культурного наследия: курганы, курганные комплексы, древние поселения, находящиеся непосредственно на территории предполагаемой добычи в поселке Елка. Добыча никеля неизбежно отрицательно скажется на здоровье миллионов граждан, проживающих в Центральной России (в Воронежской, Волгоградской, Тамбовской, Ростовской и соседних областях). Непосредственно на территории поселка Елань-Колено проживает 8000 человек, рабочего поселка Сахзавода – 4500 человек.

То факт, что даже геологическая разведка связанная с бурением скважин на первом этапе освоения месторождения способна причинить существенный ущерб окружающей среде наглядно подтверждается тем, что в настоящее время население испытывает нехватку питьевой воды вследствие геологоразведочной деятельности в советское время. Многие из скважин бьют соленой водой, отравляя почву и попадая в реку.

Кроме того, опасения и тревогу вызывает у местных жителей несоблюдения закона лицом, выигравшим конкурс. Так лицензиат – Медногорский медно-серный комбинат – уже до 25 января 2013 года обязан начать работы по дооценке и доразведке месторождений.

Однако, правовые основания для проведения в настоящее время геологоразведочных работ у победителя конкурса отсутствуют.

Ст. 25.1 Закона о недрах, земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ст.42 этого же кодекса предусмотрена обязанность Собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В настоящее время, какие-либо права у Медногорского медно-серного комбината, принадлежащего Уральской горно-металлургической компании на земельные участки в районе залегания полезных ископаемых отсутствуют, земли из категории сельскохозяйственного назначения в иную категорию в установленном законом порядке не переведены. На всей территории Новохоперского района и в том числе непосредственно по территории месторождения проходит аммиакопровод высокого давления Тольятти-Одесса, который до настоящего времени не демонтирован и следовательно может быть поврежден в процессе геологоразведочных работ, а это в свою очередь может привести к глобальной экологической катастрофе.

Аммиак – чрезвычайно ядовитое вещество, пары которого обладают удушающим действием и способны вызвать токсический отек легких и тяжелое поражение нервной системы у людей. Геологоразведочные работы в настоящее время противоречат нормам, устанавливающим особый режим использования земельных участков в охранной и буферной зонах магистрального трубопровода. Так в соответствии с пунктом 6.8.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода для транспортировки жидкого аммиака, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 09.12.98 № 73 буферная зона устанавливается вдоль трассы магистрального аммиакопровода в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на расстоянии 1000 м от оси трубопровода с каждой стороны. Из содержания пункта 6.8.7 этих же правил следует, что организация и производство работ в буферной и охранных зонах регламентируются таким образом, что любые работы и действия, производимые в буферной и охранных зонах, кроме полевых сельскохозяйственных работ, проводимых с предварительным уведомлением об их начале, могут выполняться только по получении разрешения на производство работ. Причем, для получения разрешения необходимо:

1) обратиться письменно к руководству предприятия (организации), эксплуатирующего магистральный аммиакопровод, для получения технических условий на проектирование (пересечения с аммиакопроводом и его кабелем связи или параллельное следование и т.д.);

2) согласовать проект с руководством предприятия (организации), эксплуатирующего магистральный аммиакопровод;

3) выполнять работы только по согласованным рабочим чертежам в присутствии представителя предприятия (организации), эксплуатирующего магистральный аммиакопровод.

В настоящее время все перечисленные условия не соблюдены.

Таким образом, действия органов государственной власти и Медногорского медно-серного комбината прямо противоречат ст.33 Закона о недрах, в соответствии с которой обязательно соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

На основании всего вышеизложенного ст.1, 21-28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просим, проверить факты, изложенные в настоящем обращении и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

В целях подтверждения доводов, изложенных в настоящем обращении просим на основании ч.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» привлечь к рассмотрению обращения специалиста государственного органа, в компетенцию которого входит охрана окружающей среды, с целью выяснения вопроса: является ли причиной нехватки питьевой воды и осолонение воды, поступающей из скважин ранее проводимые в районе месторождения геологоразведочные работы.

Ответ на обращение просим направлять на имя …… по адресу:…….

Учитывая, что нарушения законности обусловлены прежде всего действиями(бездействием) органов государственной власти на федеральном уровне, убедительно просим не передавать настоящее обращение в местные органы прокуратуры, а разобраться с доводами изложенными в настоящем обращении по существу непосредственно.

Выражаем надежду, что Генеральная прокуратура, которая со времен ее создания неуклонно стояла на страже неукоснительного соблюдения законности в России и охраны прав граждан, примет все возможные меры для пресечения противозаконных действий органов государственной власти, недопущения варварского разграбления народного богатства в интересах нескольких заинтересованных лиц и тем самым предотвратит крупный социальный конфликт.

 

Доставлено в Генеральную прокуратуру 26 декабря 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *