20 апреля 2024 18:30

Беспорядки в Киеве и других украинских городах и их масштаб стали, наверное, в России неожиданными для всех, кроме тех, кто знает реальное положение вещей в соседней стране. Не удивились им и те, кто в курсе событий на Хопре.

Аналогии, несмотря на разные «весовые категории» протестов, прослеживаются вполне ясные.

Не самое простое социально-экономическое положение во многих районах Воронежской области, конечно, не идет ни в какое сравнение с украинской ситуацией, напрямую подошедшей к порогу масштабного кризиса, но точно так же контрастирует со сверхдоходами узкого правящего слоя. У украинцев, не желающих интеграции с Россией из-за наплыва в нее гастарбайтеров со Средней Азии и внутренних межэтнических и межрелигиозных конфликтов, и у жителей Воронежской области, у которых вызывают подозрения как личность президента УГМК Махмудова, так и ее международные связи с компаниями вроде «Гленкор» примерно одни и те же мотивы. И примерно одинаковой была реакция на отношение властей к собственному населению, к абсолютному игнорированию его мнения. Масштабы и степень накала протестов были неожиданными для всех тех, кто считает деньги мерой всех вещей, ничего не зная об истории казачества, крестьянских восстаниях в России, тяжелой истории украинских земель, перипетиях страшных и кровавых войн XX войн и рожденных ими противоречиях.

И если самое худшее, что пока случилось на Хопре, — это сожжение буровых, то в соседней стране дело дошло до смертей и угрозы гражданской войны. Элиты, буквально ни во что не ставящие мнение народа, пока получают лишь намеки на возможный ход событий при дальнейшем наплевательском отношении к волеизъявлению большинства. Что может случиться, если в игру по-серьезному вступят сторонние «игроки» с немалыми бюджетами, можно наблюдать в Ливии и Сирии, очевидно, некоторые попытки к этому видны и в украинских событиях (хотя там ситуация гораздо сложнее).

Для всех, хотя бы немного представляющих себе, какова сложившаяся реальность, очевидно, что без наличия идей, заставляющих людей кидаться под бульдозеры, как на Хопре или идти в атаку на спецназ, как в том же Киеве, протесты бы не состоялись. И то, что противовесом  этим идеям чаще всего становятся обвинения в продажности и невнятная риторика из напоминаний о былом величии вперемешку с обещаниями, никак не стыкующимися с реальной практикой, свидетельствует лишь об отсутствии той самой настоящей национальной идеи, которая одна может дать импульс к самоотверженности и бесстрашию. Неслучайно в тех городах Украины, где «евромайданизация» провалилась, это случилось в первую очередь потому, что штурмующим местные администрации и парламенты противостояли местные жители (а отнюдь не одни «титушки»-наемники, как это пытается представить оппозиционный лагерь), столь же сильно отождествляющие свою идентичность с Россией, как их оппоненты — с их собственным образом Европы.

За деньги не идут умирать. За деньги идут лишь убивать. Пора возвратить веру в идею, уничтожить навязанную нам самоубийственную и практически в России победившую веру в деньги.

Сергей Простаков, Экспертно-аналитический клуб «Будущее сегодня»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *